В. В. Верещагин: литературно-художественная
картография жизни и творчества
«Если девятнадцатое столетие
имело когда-либо пророка, то этот пророк
есть русский художник Верещагин»
Из английской газеты «Christian»
от 2 декабря 1887 г.
Василий Васильевич
Верещагин
Василий Васильевич Верещагин, 14 (26) октября 1842 г. – 31 марта (13 апреля) 1904 г., – ярчайший русский художник второй половины ХIХ века, выбивавшийся из всех художественных течений, направлений и школ; по словам Александра Бенуа, «самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо не только в России, но и во всем мире».
Помимо живописи, В. В. Верещагин занимался и литературным творчеством. Его перу принадлежат повести, очерки, воспоминания, путевые заметки, публицистические статьи.
Это был человек удивительной судьбы. Он родился в уездном городе Череповце Новгородской губернии (сейчас Череповец входит в состав Вологодской области). В раннем детстве родители будущего художника, казалось, предопределили его дальнейшую жизнь, отдав учиться в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако В. В. Верещагин распорядился своей судьбой по-своему. Он сам решал, где ему учиться, чем заниматься, где и как жить, как общаться с сильными мира сего.
Он имел независимое мнение, основанное на собственных наблюдениях и опыте, полученных в том числе в далеких и трудных экспедициях: «Помнится, много мыслилось и думалось на море, как впоследствии в путешествиях и по пустыням, и по ущельям гор»… Жизнь В. В. Верещагина – это большое путешествие. Он побывал на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды; изучал дальние страны и русский север, жил в европейских столицах и в труднодоступных местах. Увиденное художник переносил на полотна. Жанровый диапазон В. В. Верещагина – зарисовки и этюды, сюжетные композиции, природные и архитектурные пейзажи, портреты. Он реалистично, предельно точно запечатлевал действительность, достигая во многих произведениях всевременных обобщений. Но реализм художника – это не беспристрастная фотографическая точность, художник определенно выражал отношение к изображенному. По словам В. В. Верещагина, «самое строгое обращение со всеми деталями творчества» не только «не исключает идеи, но заключает ее в себе».
Время идет, и вместе с ним уходят в прошлое исторические события. Произведения художника делают это прошлое зримым для последующих поколений, для нас с вами. А еще его творчество побуждает задумываться о добре и зле, о правде и патриотизме, о том, что мир очень разный, а жизнь человека ценна и хрупка. Рассматривая картины художника, читая его литературные произведения, каждый может сделать свое открытие В. В. Верещагина.
Картография жизни
и творчества В. В. Верещагина
Амстердам
1887 г.
Балканы. Балканская серия картин
Подробнее
Берлин
1882, 1886, 1897 гг.
Бреславль (Вроцлав)
1886 г.
Брюссель
1882 г.
Будапешт
1883, 1886, 1898 гг.
Варшава
1900 г.
Вена
1881, 1885, 1897 гг.
Вильно (Вильнюс)
1900 г.
Гамбург
1882 г.
Гельсингфорс (Хельсинки)
1899 г.
Дрезден
1882, 1897 гг.
Дюссельдорф
1882 г.
Индия. Индийская серия картин
ПодробнееКавказ
Подробнее
Кенигсберг
1886 г.
Киев
1896 г.
Копенгаген
1887, 1898 гг.
Крым
Подробнее
Лейпциг
1886, 1898 гг.
Лондон
1873, 1879, 1887, 1898 гг.
Москва
1883, 1895, 1898 гг.
Москва. Серия картин «Наполеон I в России»
Подробнее
Нью-Йорк
1888, 1902 гг.
Одесса
1896, 1900 гг.
Париж
1879, 1881, 1888, 1896, 1900 гг.
Петербург
1874, 1880, 1883, 1900 гг.
Поездки по России
Подробнее
Прага
1886, 1897 гг.
Ревель (Таллинн)
1901 г.
Рига
1899, 1901 гг.
Север России (Вологда, Северная Двина. Серия «Русский Север»)»
ПодробнееСирия и Палестина. Картины на евангельские сюжеты
Подробнее
Стокгольм
1887 г.
Туркестан. Туркестанская серия картин
ПодробнееУчеба в мастерской художника Ж. Л. Жерома
Подробнее
Филадельфия, Сент-Луис, Вашингтон, Бостон
1889–1891 гг.
Филиппины, США, Куба
Подробнее
Франкфурт-на-Майне
1886 г.
Харьков
1896 г.
Христиания (Осло)
1900 г.
Царское Село, Петербург, Сиверская
ПодробнееЧереповец
Подробнее
Чикаго
1889, 1901–1902 гг.
Юрьев (Тарту)
1901 г.
Япония. Японская серия картин
ПодробнееБелая лошадь. Этюд.
1883 г., холст, масло, 28,5 x 36
Рыбинский государственный музей-заповедник
Индус.
1872 г., холст, масло, 29 х 19
Художественный музей имени Махарбека Туганова
Женщины-духоборы
Из книги: Булгаков Ф. И. В. В. Верещагин и его произведения : иллюстрированное издание. Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1905
Факир Бомбейской провинции.
1874 – 1876 гг., дерево, масло, 24 x 18,6
Государственная Третьяковская галерея
Развалины Чугучака.
1869 – 1870 гг., дерево, масло, 18 x 38
Государственная Третьяковская галерея
Лодка. Этюд.
1903 г., холст, масло
Нижегородский государственный художественный музей
В горах Алатау.
Холст, масло, 26 х 36
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Икона Николы с верховьев реки Пинеги.
1894 г., холст, масло, 27,9 x 21,1
Государственная Третьяковская галерея
Гималаи вечером.
1875 г., холст, масло, 39,9 x 28,2; (основа); 37,7 х 26,3 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея
Конец Бородинского сражения.
1899–1900 гг., холст, масло,165 х 229
Из «Юбилейного альбома Отечественной войны 1812 г.». Москва, 1912
Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур).
1874 г., холст, масло, 28,4 x 40,6; в раме: 61 x 74 x 10
Государственная Третьяковская галерея
Входные ворота во дворце кокандского хана.
Не ранее 1867 г., холст, масло, 46 х 67
Ивановский областной художественный музей
Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким.
1875 г., холст, дублированный на холст, масло, 41,7 x 28,4; (основа); 39,2 х 26,6 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея
Туркестанский солдат в летней форме.
1873 г., холст, масло, 33,6 х 18
КГАУК «Приморская государственная картинная галерея»
Мавзолей Шахи-Зинда в Самарканде.
1869-1870 гг., холст, масло, 26,8 x 36,6; авторский холст: 26 х 35,7
Государственная Третьяковская галерея
Аль-Аль. (Ногаец)
Из книги: Булгаков Ф. И. В. В. Верещагин и его произведения : иллюстрированное издание. Санкт-Петербург : Типография А. С. Суворина, 1905
Сквозь пожар.
1899–1900 гг., холст, масло, 84 х 114
Из «Юбилейного альбома Отечественной войны 1812 г.». Москва, 1912
Женщина племени солонов.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 28,2 x 24,5; в раме: 50 x 45,7
Государственная Третьяковская галерея
Представляют трофеи.
1872 г., холст, масло, 242 x 173
Государственная Третьяковская галерея
Дворик в гареме дворца Фатехпур-Сикри.
Этюд из путешествия в Индию в 1874–1876 гг., холст, масло,38 х 45
Ивановский областной художественный музей
Садовая калитка в Чугучаке.
1869 – 1870 гг., холст, наклеенный на холст, масло, 36,5 x 27,5; 35,7 х 25,6 (авт. холст)
Государственная Третьяковская галерея
Парламентеры. «Сдавайся!» - «Убирайся к черту!».
1873 г., холст, масло, 58,7 x 74,5
Государственная Третьяковская галерея
Апофеоз войны.
1871 г., холст, масло, 127 x 197; в раме: 174,3 x 244,2 x22,5
Государственная Третьяковская галерея
Вологда. Этюд.
1893–1894 гг., холст на картоне, масло,18 х 22
Вологодская областная картинная галерея