Балканы. Балканская серия картин

Кишенев, Бухарест, Петрошани (Румыния), Габров, Плевна, Адрианополь

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. началась в обстановке патриотического подъема, охватившего русское общество. Негодование вызывали сообщения о турецких зверствах в отношении славян. Многие отправились на Балканы, чтобы помочь братскому болгарскому народу. В. В. Верещагин воспринимал Балканскую войну как сражение России за освобождение славянских народов от турецкого ига. Через четыре дня после вступления в войну России он выехал на Балканы к театру военных действий. «Выполнить цель, которой я задался, дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то», – считал В. В. Верещагин. По предварительной договоренности с генералом А. А. Галлом его причислили к группе адъютантов главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича, но без казенного содержания и с правом носить штатскую одежду. Такие условия, на взгляд художника, обеспечивали ему, как и раньше в Средней Азии, относительную свободу. Передвигался он с казачьей дивизией, которой командовал опытный генерал Дмитрий Иванович Скобелев. В течение десяти месяцев В. В. Верещагин принимал участие в боях (в том числе в бою за Шипку у деревни Шейново), видел третий штурм Плевны, совершал вместе с отрядом М. Д. Скобелева переход через Балканы.

8 июня 1877 года художник находился на миноноске «Шутка», команда которой в тот день закладывала мины в фарватере Дуная для подрыва крупных турецких судов. Случилось так, что маленькая «Шутка» вынуждена была атаковать огромный турецкий корабль. Операция была дерзкой, и экипаж миноноски уцелел чудом. В. В. Верещагин был ранен и долго лечился в одном из госпиталей Бухареста, перенес операцию. В сражении под Плевной был убит брат художника Сергей, другой брат – Александр – ранен.

Этот период своей жизни В. В. Верещагин описал в книге «На войне: воспоминания о русско-турецкой войне 1877 года» (Москва, 1902 год). Очерки о Балканской войне художник включил также в книгу «На войне в Азии и в Европе», которую высоко оценил Л. Н. Толстой: «Вы не ошиблись в Верещагине. Это именно тот художественный историк войны, которого не было — поэтический и правдивый. Очень бы желал, чтобы книга эта была напечатана. Он мне очень, очень понравился. Это не художник, а лучше, — трезвый, умный и правдивый человек, который много пережил и умеет рассказать хорошо то, и только то, что он видел и чувствовал. А это ужасно редко», – писал он В. Стасову в декабре 1883 года.

Во всё продолжение войны В. В. Верещагин сделал немало этюдов и зарисовок с натуры. Казалось, он не знал страха и усталости: «когда возле него свистали пули и лопались гранаты, он продолжал рисовать». На основании этюдов и зарисовок, а также личных впечатлений он написал серию картин из Болгарской войны. Над ней художник работал в 1879–1881 гг. в своей мастерской в Мезон-Лаффит, отдельные полотна были написаны позднее. Открывается Балканская серия картинами «Пикет на Дунае» и «Шпион». Затем следуют полотна, связанные с третьим штурмом Плевны: «Под Плевной», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». В картинах «Победители» и «Побежденные» показаны многочисленные жертвы, которые несла русская армия. Непосредственно бой запечатлен на незаконченной картине «Атака». По каким-то причинам В. В. Верещагин никогда не выставлял это полотно. Впервые оно было продемонстрировано на посмертной выставке художника в Петербурге в 1904 году. Зимний период военных действий отражен в картинах «Пленные», «Турецкий госпиталь в Плевне», в триптихе «На Шипке все спокойно!» и «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».

Картины Балканской серии были выставлены в 1880 году в Петербурге и произвели сильнейшее впечатление. Выставку посмотрело около двухсот тысяч человек. Большой резонанс Балканская серия имела в Европе, выставлялись картины и в США. Почти повсеместно «балканские картины» художника вызывали положительные отзывы, однако звучали и обвинения в очернительстве армии, в утрировании жестокости. Но это не было очернительством, это была жизненная позиция живописца: говорить правду и только правду, нещадно «бить войну».

Источники:
Демин, Лев Михайлович. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина. – Москва : Мысль, 1991.
Завадская Е. В. Василий Васильевич Верещагин. – Москва : Искусство, 1986.
Лебедев, А. К. Верещагин. Жизнь и творчество : 1842–1904. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Искусство, 1972.
Толстой, Лев Николаевич. Собрание сочинений : в 22 томах. Том 19 / редкол.: М. Б. Храпченко (гл. ред.) [и др. ; коммент. А. В. Чичерина]. – Москва : Художественная литература, 1984.

Маршрутами художника

Написать отзыв Все отзывы