Картография жизни
и творчества В. В. Верещагина
Амстердам
1887 г.
Балканы. Балканская серия картин
Подробнее
Берлин
1882, 1886, 1897 гг.
Бреславль (Вроцлав)
1886 г.
Брюссель
1882 г.
Будапешт
1883, 1886, 1898 гг.
Варшава
1900 г.
Вена
1881, 1885, 1897 гг.
Вильно (Вильнюс)
1900 г.
Гамбург
1882 г.
Гельсингфорс (Хельсинки)
1899 г.
Дрезден
1882, 1897 гг.
Дюссельдорф
1882 г.
Кенигсберг
1886 г.
Киев
1896 г.
Копенгаген
1887, 1898 гг.
Лейпциг
1886, 1898 гг.
Лондон
1873, 1879, 1887, 1898 гг.
Москва
1883, 1895, 1898 гг.
Нью-Йорк
1888, 1902 гг.
Одесса
1896, 1900 гг.
Париж
1879, 1881, 1888, 1896, 1900 гг.
Петербург
1874, 1880, 1883, 1900 гг.
Прага
1886, 1897 гг.
Ревель (Таллинн)
1901 г.
Рига
1899, 1901 гг.
Стокгольм
1887 г.
Филадельфия, Сент-Луис, Вашингтон, Бостон
1889–1891 гг.
Франкфурт-на-Майне
1886 г.
Харьков
1896 г.
Христиания (Осло)
1900 г.
Чикаго
1889, 1901–1902 гг.
Юрьев (Тарту)
1901 г.
Выставки произведений В. В. Верещагина
Выставки в России, Европе и США
В. В. Верещагин был едва ли не самым популярным художником своего времени, как в России, так и за рубежом. Такой популярности в значительной степени способствовала его активная выставочная деятельность. По разным источникам, В. В. Верещагиным было организовано с 1869 по 1902 гг. от 60 до 70 крупных персональных выставок, которые привлекали массу людей. «Эти выставки, – как отмечал Ф. И. Булгаков, – везде являлись крупным художественным событием. Верещагин первый у нас показал, как надо устраивать выставки в интересах популяризации художественных произведений, и они были всегда общедоступны». Показ картин дополнялся демонстрацией национальной одежды, оружия, предметов быта, ковров. Стены завешивались темным бархатом, на фоне которого эффектно выделялись золоченые рамы. Художник стал использовать электрический свет, живую музыку. «Все это вместе взятое привлекало толпы народа… Тысячи статей посвящены оценкам этих выставок в печати английской, немецкой, французской и американской, не говоря уже о нашей, где накопилась обширная литература о Верещагине». Практически всегда выставки В. В. Верещагина сопровождались полемикой. В прессе и среди коллег-художников высказывались полярные точки зрения, как по поводу художественного достоинства, так и идеологической направленности творчества художника.
Стремясь сделать посещение выставок доступным для разных слоев населения, В. В. Верещагин требовал от организаторов и владельцев залов, чтобы учащихся (а иногда и солдат) пускали бесплатно, устанавливал низкую входную плату. С этим связан курьезный случай, когда московский генерал-губернатор князь Долгоруков демонстративно отказался от посещения выставки, узнав, что входной билет стоит пять копеек.
Часть прибыли от выставочной деятельности (кстати, небольшой из-за дороговизны перевозок и организационных расходов) В. В. Верещагин жертвовал на благотворительность, в том числе на открытие школ в Новгородской губернии.
Каталог картинам, этюдам и рисункам В. В. Верещагина / пояснительный текст составлен самим художником. – Москва, 1879.
Из фондов Российской национальной библиотеки
Уже первая выставка В. В. Верещагина, состоявшаяся в 1869 году в Петербурге при поддержке генерал-губернатора Туркестанского края К. П. Кауфмана и представлявшая Туркестанскую серию картин, вызвала большой интерес публики. На выставке демонстрировались предметы быта, одежда, оружие, украшения и зоологические материалы, а художественный отдел состоял из рисунков, этюдов и картин художника с изображениями Туркестанского края.
Первая зарубежная выставка В. В. Верещагина прошла в 1873 году в Лондоне и имела большой успех. На ней были продемонстрированы многие полотна Туркестанской серии; «Апофеоз войны» и еще две картины были показаны на фотографиях. Выставки живописца проходили в Париже и Вене, Берлине и Гамбурге, Дрездене и Дюссельдорфе, Стокгольме и Копенгагене, Будапеште, Праге и многих других городах. Так, «коллекция картин из Русско-Турецкой войны в течение 1881–1883 гг. путешествовала по Европе, показывалась в Вене, Париже, Берлине, Дрездене, Гамбурге, Брюсселе, Пеште, повсюду встречая самый восторженный прием и сочувственные отзывы в печати». В 1902 году работы художника демонстрировалось в городах США. Здесь ажиотаж вокруг выставок В. В. Верещагина привел к моде на всё русское, в магазинах появились самовары, чай, водка.
Успех был всюду!.. Выставку живописца в доме Безобразова в Петербурге в 1880 году за 40 дней посетило до 200000 человек. На венской выставке в 1881 году за 26 дней побывало 110000 человек, причем в последний день – около 20000. В 1897 году на выставке в Берлине было до 80000 человек народа. В том же году в Париже «толпа была так велика, что в известные часы не было возможности войти в зал», а в Дрездене – «небывалая цифра посетителей, до 20000 в один месяц». И подобных примеров было немало.
Сегодня можно утверждать, что В. В. Верещагин, как экспозиционер и организатор выставок, во многом опередил свое время.