Япония. Японская серия картин
Владивосток, Киото, Токио, Никко, Мукден, Ляоян, Порт-Артур
В 1903 году Василий Васильевич Верещагин осуществил свою давнюю мечту побывать в Японии. В этой стране он искал новых впечатлений, хотел увидеть древнее японское искусство: живопись, архитектуру, росписи по ткани...
Более двух недель художник добирался из Москвы до Владивостока. Затем на небольшом судне «Айкоку-мару» – до японской гавани Цуруга на западном берегу острова Хонсю. Дальше через Киото в Токио. Из столицы его путь лежал в город Никко, который славился своими храмами. «Все храмы построены из дерева, чудесно украшены резьбой, краской и позолотой. Много белой краски на колоннах и в фонах, немало и черного цвета, особенно там, где работано лаком, как известно играющим в Японии большую роль в поделках и постройках, доведенных до высокой степени совершенства», – писал он впоследствии. Художник обратил внимание на то, что японцы посещают храмы Никко не только из религиозного чувства, но и из-за потребности видеть прекрасное, «посещают как музей, как школу искусств»; японскому народу свойственно утонченное представление о красоте. Из Никко он писал жене Лидии Васильевне: Верещагиной (Андреевской): «Я начал уже немножко работать (здешние храмы очень интересны), и думаю, что кое-что напишу. Живу в самой романтической обстановке, в маленьком домике не то лесника, не то садовода, близ самих храмов. Кругом водопады, потоки и лес».
На В. В. Верещагина произвели большое впечатление прекрасная природа и архитектура Японии, особенно храмовая; «трудолюбивый, скромный и талантливый народ».
Во время поездки по Японии В. В. Верещагин делал наброски, писал этюды, которые, по словам В. Стасова, были полны, «подобно картинам индийским, только мирных красот, японской изящной природы, света, красот и чудной архитектуры». К японскому циклу работ относятся «Японский священник», «Японка», «Японский нищий», «Вход в храм Никко», «Храм в Токио», «В парке», «Прогулка в лодке», «Шинтоистский храм в Никко»… Впечатление художника от Японии омрачал разгул милитаристских и шовинистических настроений. Из-за обострившихся отношений между Россией и Японией пребывание в Стране восходящего солнца было недолгим. Художник уехал на родину в ноябре 1903 г., а в феврале началась Русско-японская война.
На броненосце «Петропавловск». Адмирал С. О. Макаров. Художник В. В. Верещагин.
Столица Е. И. – СПб.,1913 (?).
Открытое письмо
С. О. Макаров. В. В. Верещагин. Броненосец Петропавловск.
Открытое письмо
При первых известиях о начале военных действий В. В. Верещагин отправился на Дальний Восток. Его путь лежал в Порт-Артур. Здесь состоялась встреча с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, с которым художник познакомился еще в Русско-турецкую войну. Из Порт-Артура В. В. Верещагин выезжал в Мукден и Ляоян. По приглашению С. О. Макарова он посещал боевые корабли, участвовал в боевых операциях, делал зарисовки судов, моряков, прибрежных пейзажей. В последнем письме к жене от 30 марта 1904 В. В. Верещагин сообщал, что направляется на «Петропавловск» (флагманский броненосец Тихоокеанского флота). 13 апреля/31 марта по старому стилю/ 1904 г. Петропавловск» подорвался на японской мине в Желтом море. Погибли почти все члены экипажа, а также командующий флотом С. Макаров и В. В. Верещагин.
По словам Ф. И. Булгакова, В. В. Верещагин –«один из самых горячих поборников идеи мира», при помощи красок ратовавший против войны, как ужаснейшего бича человечества, сам трагически сделался жертвой этого бича. <…>И смерть застала его на посту художника – наблюдателя в то время, когда – по рассказу спасшегося сигнальщика корабля – этот «славный старик, красивый, с большой белой бородой», «с Георгием в петлице ходил по палубе с книжечкой и все что-то там записывал». На гибель художника откликнулась российская и мировая пресса. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: «ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира». Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».
Благодаря друзьям художника, в особенности В. В. Стасова, в ноябре–декабре 1904 г. в Петербурге состоялась посмертная выставка произведений В. В. Верещагина. На ней было представлено четыреста семьдесят шесть работ. Выставку приобрело правительство за очень скромную сумму. Чтобы работы В. В. Верещагина остались в России (к чему он сам стремился), а не оказались за границей, вдова художника предпочла согласиться с этим предложением.
Галерея
Буддийский храм в Токио.
1903 г., 45,3 х 61
Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород
Лодка. Этюд.
1903 г., холст, масло
Нижегородский государственный художественный музей
Портрет. Японская девушка.
1903 г., бумага, акварель, тушь, перо, кисть, 32,2 х 25,1
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва
Храм в Никко.
1903 г., холст, масло, 45,7х60,8 см
Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород
Японский домик.
1903 г., холст, масло, 28 х 36
Самарский областной художественный музей