Туркестан. Туркестанская серия картин
Туркестан; Париж, Франция; Мюнхен, Германия
Туркестанская серия картин создавалась в двух поездках в Среднюю Азию в 1867–1868 и 1869–1870 гг., в Париже зимой 1868–1869 гг. и в Мюнхене в1871–1873 гг.
Летом 1867 г. В. В. Верещагин узнал, что назначенный туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа генерал Константин Петрович Кауфман подбирает себе в свиту художника. Через друзей он добился встречи с генерал-губернатором и показал ему свои кавказские рисунки. Молодой человек заинтересовал К. П. Кауфмана и был зачислен на службу в чине прапорщика. При этом он выговорил разрешение не носить военную форму и получил обещание не давать ему очередные чины.
Из Петербурга художник выехал в августе 1867 г. Дорога была долгой – от столицы до Оренбурга, далее до Ташкента и Самарканда. Он останавливался в Орске, Ташкенте, Туркестане, Чимкенте, во встречных селениях, фортах и на почтовых станциях. Впечатления от поездки В. В. Верещагин описал в путевых заметках «От Оренбурга до Ташкента». В конце марта 1868 г. по поручению генерал-губернатора художник, в сопровождении слуги, переводчика и казака, отправился в поездку по Сырдарьинской и Семиреченской областям с целью этнографического исследования. Его путь лежал из Ташкента в Ходжент и далее в Самарканд. В поездке он осматривал архитектурные постройки, общался с местными жителями, делал многочисленные зарисовки. В Самарканде и в его окрестностях В. Верещагин «осматривал мечети, базар, училища, особенно старые мечети, между которыми уцелело еще немало чудесных образцов; материала для изучения и рисования было столько, что буквально трудно было решиться, за что ранее приняться: природа, постройки, типы, костюмы, обычаи – все было ново, оригинально, интересно». Здесь же художнику довелось также стать очевидцем и непосредственным участником военных действий, когда Самаркандскую крепость с немногочисленным гарнизоном (в 500 человек) атаковали солдаты бухарского эмира, поддержанные горожанами.
Осада продолжалась в течение семи суток. В письме В. В. Стасову от 2 октября (20 сентября) 1882 г. В. В. Верещагин так описал оборону крепости: «Самарканд был уже взят. Кауфман, не укрепивши достаточно цитадель, ушел вперед. Я остался с намерением поехать в путешествие, так как пыль и крики мало знакомили с настоящею войною. В это время массы неприятеля обложили крепость и через день пошли на штурм. Я, как услышал выстрелы и крики «ура!» на стенах, <…> схватил револьвер и побежал в самое опасное место, где пробыл 9 дней. <…> Я поспевал всюду, на всех вылазках был впереди, несколько раз схватывался в рукопашную, и только вовремя подоспевшие солдаты выручали из верной смерти, так как накидывалось на меня иногда по нескольку человек. Когда уставшие солдаты не двигались с места, я нагружал трупы на арбы. Около меня было убито (второй день штурма) 40 человек, из которых некоторые залили кровью мое пальто. Я получил страшный удар камнем, которых сыпался на нас град из-за сакль, в ногу; крови вытекло немало, но я стыдился показать себя раненным камнем, как это сделали некоторые офицеры. <…> Кажется, мне приписали спасение нашей пушки, по крайней мере офицеры тут же после битвы поздравляли меня с первым крестом, что мне было дико, так как все это я делал для забавы. Долго рассказывать все отдельные случаи отбития штурмов днем и ночью. <…> Весь гарнизон звал меня Василий Васильевич – честь». За проявленные при обороне Самаркандской крепости героизм и мужество В. В. Верещагина наградили Георгиевским крестом 4-й степени. Художник гордился этим, хотя обычно к наградам относился довольно равнодушно.
Первое «знакомство с войной» произвело на В. В. Верещагина сильное впечатление. В Ташкенте он написал две картины «по мотивам обороны Самаркандской крепости» – «После удачи» и «После неудачи»; также писал этюды маслом и делал зарисовки архитектурных пейзажей и местных жителей. В конце 1868 г. художник уехал в Париж, чтобы продолжить учебу в Парижской Академии.
Весной 1869 года В.В. Верещагин возвратился в Санкт-Петербур. В столице была устроена этнографическая выставка, целью которой было показать широкой публике новый край в составе Российской империи. На ней были представлены многие рисунки и картины художника. По окончании работы выставки В. В. Верещагин снова отправился в Среднюю Азию, считая, что туркестанская тема им разработана недостаточно. На этот раз он ехал через Сибирь. Летом 1869 г. художник путешествовал по Семиреченской области, и вдоль границы с Китаем, побывав в Верном (современный город Алматы), Аккенте, Коканде и, предположительно, Самарканде. Во время второй поездки В. Верещагиным было сделано множество рисунков и этюдов маслом. В конце 1870 г. он покинул Туркестан. Творческим итогом двух поездок в Среднюю Азию стала Туркестанская серия картин, работа над которой продолжалась в 1870 – 1873 гг. Основная часть живописных полотен была написана в Мюнхене.
Туркестанскую серию В. Верещагина принято делить на бытовые и батальные картины. К бытовым относятся «Продажа ребенка-невольника», «Самаркандский зиндан», «Двери Тамерлана», «У дверей мечети», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Опиумоеды» и другие. К батальным – «Смертельно раненный», «Пусть войдут», «Вошли», «Забытый» и другие.
Ряд картин художник объединил в цикл и назвал его «Варвары»: «Высматривают», «Нападение врасплох», «Представляют трофеи», «Торжествуют» и т.п.
Самая известная работа Туркестанской серии – «Апофеоз войны», которую он посвятил «всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Впервые Туркестанская серия была показана в апреле 1873 г. в Лондоне на персональной выставке художника. Успех был грандиозный! В марте 1874 г. состоялась знаменитая выставка картин В. В. Верещагина в Петербурге, в здании Министерства внутренних дел, которая также имела оглушительный успех. Туркестанская коллекция была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за девяносто две тысячи рублей.
Галерея
Апофеоз войны.
1871 г., холст, масло, 127 x 197; в раме: 174,3 x 244,2 x22,5
Государственная Третьяковская галерея
Араб на верблюде.
1869 –1870 гг., 24,7 х 19, дерево, масло
Художественный музей имени Махарбека Туганова
Афганец.
1869 – 1870 гг., холст на холсте, масло, 42,3 x 29; 42 х 27,5 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея
Бухарский солдат (сарбаз).
1873 г., холст, масло. 91,3 x 66,7; в раме: 112,5 x 87,5; в свету: 89,3 x 65
Государственная Третьяковская галерея
В горах Алатау.
Холст, масло, 26 х 36
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
В Туркестане.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 27 х 21
Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
Внутренность юрты богатого киргиза.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 27 x 36,6; авторский холст: 25,8 х 34,7
Государственная Третьяковская галерея
Входные ворота во дворце кокандского хана.
Не ранее 1867 г., холст, масло, 46 х 67
Ивановский областной художественный музей
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром.
1869 – 1870 гг., холст, масло. 28,7 x 40,8; авторский холст: 26,6 х 39,7
Государственная Третьяковская галерея
Двери Тимура (Тамерлана).
1872 г., холст, масло, 216 x 172,5; в раме: 269,3 x 225; в свету: 213 х 168,3
Государственная Третьяковская галерея
Дервиши-дуваны.
1869 –1870 гг., дерево, бумага, масло, 41 х 32,1
Ивановский областной художественный музей
Дом солона в Ак-Кенте.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 36 х 27; в раме: 60,5 x 49,5; в свету: 36 х 24,8; 25,9 х 35,3 (авторский холст)
Государственная Третьяковская галерея
Женщина племени солонов.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 28,2 x 24,5; в раме: 50 x 45,7
Государственная Третьяковская галерея
Забытый. Фототипия
Картина уничтожена художником после обвинений некоторых официальных лиц в клевете на русскую армию, которая-де не оставляет своих убитых
Киргизка.
1873 г., холст, масло, 40,4 x 31,5
Государственная Третьяковская галерея
Киргизские кибитки на реке Чу.
1869 – 1870 гг. холст, масло. 28,4 x 41,4; авторский холст: 27,3 х 39,8
Государственная Третьяковская галерея
Китайская палатка.
1869 – 1870 гг., холст, наклеенный на холст, масло, 18,2 x 26,7; в раме: 43,7 x 51,5; в свету: 18 х 25,8
Государственная Третьяковская галерея
Китайский солдат.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 20,5 х 14,5
Дальневосточный художественный музей
Кокандский солдат (сарбаз).
1873 г., холст, масло, 34 x 24,5
Государственная Третьяковская галерея
Колодцы Мурза-Рабат в Голодной степи между Чиназом и Джизаком.
Этюд. Вторая половина XIX в., холст, масло,26,5 х 36
Нижегородский государственный художественный музей
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 36,8 х 27
Государственная Третьяковская галерея
Мавзолей Шахи-Зинда в Самарканде.
1869-1870 гг., холст, масло, 26,8 x 36,6; авторский холст: 26 х 35,7
Государственная Третьяковская галерея
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 27,3 x 36,7
Государственная Третьяковская галерея
Нападают врасплох.
1871 г., холст, масло, 82,5 x 207,5; в раме: 103,2 x 227,7
Государственная Третьяковская галерея
Нищие в Самарканде.
1870 г., холст, масло. 51,8 x 38,1
Государственная Третьяковская галерея
Парламентеры. «Сдавайся!» - «Убирайся к черту!».
1873 г., холст, масло, 58,7 x 74,5
Государственная Третьяковская галерея
Перекочевка киргизов.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 27 x 36,2
Государственная Третьяковская галерея
После неудачи.
1868 г., холст, масло, 47,5 x 39,5
Государственный Русский музей
Представляют трофеи.
1872 г., холст, масло, 242 x 173
Государственная Третьяковская галерея
Проход Барскаун.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 20 x 26,4
Государственная Третьяковская галерея
Проход Барскаун.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 25,4 x 20
Государственная Третьяковская галерея
Проход Барскаун.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 26,8 х 36,1
Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
Развалины Чугучака.
1869 – 1870 гг., дерево, масло, 18 x 38
Государственная Третьяковская галерея
Садовая калитка в Чугучаке.
1869 – 1870 гг., холст, наклеенный на холст, масло, 36,5 x 27,5; 35,7 х 25,6 (авт. холст)
Государственная Третьяковская галерея
Самарканд.
Около 1869 – 1870 гг., холст, масло, 43 х 51
Серпуховский историко-художественный музей
Смертельно раненный.
1873 г., холст, масло, 73 x 56,6; в раме: 126,5 x 108,5
Государственная Третьяковская галерея
Солон.
1869 – 1870 гг., холст, масло, 37,5 х 27
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Тамерлановы ворота.
1869 –1871 гг., холст, масло, 39 х 26
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Татарин из Оренбургской тюрьмы. Этюд из первого путешествия в Туркестан.
1867 – 1868 гг., холст, масло, 17,5 х 16
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Татарка.
Б. д., бумага, карандаш, акварель, 15,5 х 9,8
Тамбовская областная картинная галерея
Туркестан: Этюды с натуры В.В. Верещагина, изданные по поручению туркестанского генерал-губернатора на высочайше дарованные средства : альбом. – С.-Петербург : в магазине А. Беггрова, 1874. – 26 листов с 106 рисунками; 46 х 34,5 см
Туркестанский солдат в летней форме.
1873 г., холст, масло, 33,6 х 18
КГАУК «Приморская государственная картинная галерея»
У крепостной стены. «Пусть войдут».
1871 г., холст, масло, 96 x 162,2
Государственная Третьяковская галерея
Узбекская женщина в Ташкенте.
1873 г., холст, масло, 36 x 26
Государственная Третьяковская галерея