Учеба: Александровский кадетский корпус для малолетних. Морской кадетский корпус. Академия художеств
На даче художника И. Н. Крамского
Царское Село, Петербург
В Александровский кадетский корпус для малолетних в Царском Селе В. Верещагина зачислили в конце декабря 1850 года. Ученье в нем велось довольно строго, без послаблений, и выбор учителей был сносный, обращение с воспитанниками – мягкое и внимательное. Учился В. Верещагин прилежно. От пребывания в корпусе у него осталось «недурное впечатление». Благодаря влиянию классных дам здесь не было грубости, черствости, солдатчины, присущих корпусам для старших.
В августе 1853 года В. Верещагин поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге – в приготовительный курс, а не в первый кадетский, как многие товарищи: подвела «постылая» арифметика. Зато с первого же урока учителем рисования Каменевым был отмечен его художественный талант.
Не щадя себя, не признавая усталости, В. Верещагин совершенно был поглощен ежедневными уроками, которые приходилось старательно долбить, занимаясь до 12 часов ночи и вставая в 3–4 утра, чтобы не уступить своего места в рейтинге. В то время он искренне думал, что будет моряком. Морской качки, которая впоследствии совершенно отвратила от моря, кадет ещё не испытал. Мысль о том, что, кроме военной карьеры, есть ремесла и свободные искусства, тогда не приходила в голову. В числе лучших учащихся корпуса кадет Верещагин получил право совершить учебное плавание летом 1858 года на пароходе-фрегате «Камчатка» с посещением Франции и Дании. В мае–сентябре 1859 года участвовал в учебном плавании на фрегатах «Светлана» и «Генерал-адмирал» с заходами на остров Уайли, в Портсмут, Лондон. Выпускные экзамены В. Верещагин выдержал очень хорошо, оказавшись первым по успехам, несмотря на то, что был самым младшим среди сокурсников.
В последние два года учебы в Морском корпусе будущий художник стал серьезно заниматься рисованием: брал частные уроки, ходил в рисовальную школу на Бирже Общества поощрения художеств. И чем больше рисовал, тем больше увлекался изобразительным искусством.
Окончив Морской корпус, В. Верещагин сразу вышел в отставку, хотя родители были категорически против такого решения. В 1860 году он поступил в Императорскую Академию художеств, в которой учился с большим рвением. Академия была заведением консервативным и традиционным. Выучка технике рисунка, штриха достигалась монотонной и тягостной муштрой; обязательной была совершенная идеализация изображаемых моделей; картины предлагалось писать на мифологические и библейские сюжеты, а молодому художнику хотелось рисовать то, что он видел. Учился В. Верещагин очень успешно, и профессор А. Е. Бейдеман взял его помощником для выполнения росписи русской церкви в Париже. Из-за болезни молодой человек переехал на Пиренеи для лечения. Здесь он много рисовал с натуры: людей, уличные сценки, здания.
По возвращении в Академию художеств В. Верещагин взялся за выполнение выпускной картины на тему «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Несмотря на совершенно не интересный для него сюжет, работал как всегда усердно и тщательно. И после того как получил высокую оценку, доказав, что овладел мастерством художника, разрезал картину на куски. Компромиссы были не для него.
Станция Сиверская
На станции Сиверской Варшавской железной дороги, в 62 верстах от Санкт- Петербурга, находилась дача художника Ивана Николаевича Крамского. Здесь И. Н. Крамской написал единственный прижизненный портрет В. В. Верещагина.
Живописцы познакомились в 1874 году на открытии Туркестанской выставки В. В. Верещагина. Н. И. Крамской отнесся восторженно к его работам и предложил написать портрет художника. Однако получил отказ, поскольку В. В. Верещагин был убежден, что «обещание кончить в один или два сеанса обыкновенно не сдерживается и надобно потерять 4, 5, 6 дней». Единственный сеанс состоялся только в 1883 году. В. В. Верещагин вспоминал, как «страшно долго он тянулся»: «Огонь в камине давно уже погас и в мастерской сделалось холодно, а Крамской все просил посидеть еще, «еще немножко», «еще четверть часика», «минуточку»! Я страшно передрог и лишь добрался до гостиницы, как меня схватил сильнейший припадок азиатской лихорадки. <…>. Когда после нескольких дней болезни я случайно встретился с Крамским и рассказал о том, что случилось, он, кажется, даже не поверил <...>. Вскоре он написал мне, прося привезти с собою несколько индийских вещей, индийский ковер, если можно, так как намеревался-де представить меня на индийском фоне с пледом на руке и проч. – очевидно, он сам был заинтересован и меня хотел заинтересовать портретом». В. В. Верещагин отказался. Единственный прижизненный портрет художника остался недописанным.
В краеведческих заметках поэта и краеведа А. Н. Лбовского указано, что в гостях у И. Н. Крамского на станции Сиверской В. В. Верещагин бывал нередко.