Север России (Вологда, Северная Двина. Серия «Русский Север»)»
Сольвычегодск, Туровец, селе Белая Слуда, деревне Пивозеры, Пучуга, село Кулига, Едома, Красногорск, Верхняя Тойма, Верхняя Пинега, Архангельское, Соловецкий монастырь
В 1893 году Василий Васильевич Верещагин посетил Вологду. «Хорошо на севере, спокойно, пахнет стариною, и люди здесь истые, крепкие… В окрестностях кое-где есть деревянные церкви, собираюсь там побывать. По узким зимним дорогам ездят гуськом. Шапки-треухи, шубы мехом кверху, подшитые валенки и лыжи за собою на веревочке – это ли не старая Русь!» – писал он из Вологды в одном из писем.
Известно, что В. В. Верещагин побывал в Прилуцком монастыре, где нашел очень интересные изразцы; посетил Каменный монастырь на Кубенском озере; осмотрел несколько деревянных церквей. Итогом поездки стали картины и этюды: «Вологодский домик вечером», «Вологодский мастеровой», «Улица в Вологде зимою в солнечный день», «Старушка-вологжанка», «Монастырская кухня в Прилуках», «Отец Варнава, монах Прилуцкого монастыря», «Часть ограды Прилуцкого монастыря», «Послушница Вологодского женского монастыря» и другие.
В. В. Верещагин решил основательно познакомиться с Русским Севером, и вместе со второй женой Лидией Васильевной* и четырехлетней дочерью Лидочкой отправился в плавание по Северной Двине.
25 мая 1894 года баржа-яхта с путешественниками отплыла по реке Вычегде от Сольвычегодска. В районе Котласа судно вошло в Двину. В. В. Верещагина интересовало деревянное зодчество, старинные церкви, иконостасы с древними иконами. В местечке Туровец художник осмотрел деревянную церковь оригинальной архитектуры; в селе Белая Слуда – две деревянные церкви XVII века, в деревне Пивозеры – деревянную церковь XVII века, освященную в честь Флора и Лавра; в Пучуге – деревянную церковь XVIII столетия, оказавшуюся для него «интересной выше ожидания». Иногда, чтобы осмотреть какой-либо памятник, В. В. Верещагин отклонялся от намеченного маршрута. Так, он отправился за 120 верст в Гавриловскую волость, к истокам Пинеги, чтобы увидеть прославленную в окрестностях икону Николая Чудотворца размером в человеческий рост. Этот образ художник запечатлел на холсте. В селе Кулиге В. В. Верещагин сделал набросок деревянной колокольни с резными украшениями. В Едоме написал этюд двери с расписным орнаментом. В Верхней Тойме делал зарисовки местных жителей, построек, одежды. Как и в Поволжье, на Севере, В. В. Верещагин видел безжалостное разрушение старых деревянных церквей, неумелое и безвкусное их «поновление».
Во время путешествия Верещагины останавливались в Красногорске, селе Черевково, Верхней Тойме, Верхней Пинеге, Архангельске. В Красногорске В. В. Верещагин, интересовавшийся народными ремеслами, купил несколько расписных бураков (берестяных ведерок с крышечкой), которыми славился город. Завершилось путешествие посещением Соловецкого монастыря.
Из этой поездки В. В. Верещагин привез много рисунков и около двадцати этюдов масляными красками, среди которых «Северная Двина», «Иконостас белослудской церкви», «Резной столб в церкви села Пучуга», «Главный вход в соборную церковь города Сольвычегодска» и другие.
*В 1890 году В. В. Верещагин расстался с первой женой Елизаветой Кондратьевной; вскоре его женой стала Лидия Васильевна Андреевская.
Галерея
Вологда. Этюд.
1893–1894 гг., холст на картоне, масло,18 х 22
Вологодская областная картинная галерея
Икона Николы с верховьев реки Пинеги.
1894 г., холст, масло, 27,9 x 21,1
Государственная Третьяковская галерея
Иконостас церкви в селе Белая Слуда Вологодской губернии.
1894 г., холст, масло, 51,5 x 33,2; в раме: 68,3x50,6; в свету: 49 х 31,2
Государственная Третьяковская галерея
Монахиня. Послушница Вологодского монастыря.
1894 г., холст, масло, 29,6 х 22
Ульяновский областной художественный музей
Северная Двина.
1894, холст, масло, 14 х 15,5
Вологодская областная картинная галерея
Старушка-вологжанка Пахтусова (Кружевница)
1893–1894 гг., холст, масло, 19,5 х 21
Вологодская областная картинная галерея