Поездки по России

Ростов, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Юрьевец, Макарьев-на-Унже, др.

В 1887 году и начале 1888-го супруги Верещагины предприняли путешествие по городам Поволжья. Они посетили Ростов, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Юрьевец, Макарьев-на-Унже и другие места.

В городах Верхнего Поволжья художник с интересом знакомился с церковной архитектурой, восхищался старинными стенами кремлей и монастырей, древними церквями, ажурным деревянным кружевом жилых построек. Его очень огорчала запущенность многих памятников, обезображенных поздними переделками. В. В. Верещагин даже пытался жаловаться епархиальным архиереям, призывая их бороться с подобного рода варварством; неоднократно в этой связи выступал в печати.

Неизгладимое впечатление произвел на художника древний Ростов. Здесь В. В. Верещагин познакомился с археологом и хранителем местного церковного музея Иваном Александровичем Шляковым, который посоветовал, что именно стоит осмотреть в городе и окрестностях. В деревне Ишне, расположенной невдалеке от Ростова, В. В. Верещагин увидел необыкновенно изящный деревянный храм. Легкий, с четкими пропорциями, он гармонично вписывался в окружавший ландшафт. В храме сохранились великолепные резные колонны, старинный резной иконостас с золочеными царскими вратами и множество предметов из церковного убранства.

В январе и феврале 1888 года В. В. Верещагиным были написаны прекрасные картины: «Улица в Ростове при закате солнца зимой», «Княжьи терема в Ростовском кремле», «Иконостас деревянной церкви Иоанна Богослова на Ишне, близ Ростова Ярославского».



Из Ростова художник ненадолго выезжал в Ярославль и Кострому. «К началу навигации он с женой приехал в Нижний Новгород. Пробыв недолго в шумном многолюдном городе, супруги отправились на пароходе дальше, в российскую глубинку. Здесь, как и в городах Верхнего Поволжья, им встречались разрушенные церковные древности и грубый, аляповатый новодел. В. В. Верещагин скорбел по уничтожаемым художественным ценностям.

На своих полотнах живописец запечатлевал не только архитектурные памятники и пейзажи; он также создавал образы простых тружеников, по определению В. В. Верещагина, «незамечательных людей»: старухи-нищенки, котельщика из Владимира, странника, девушки-прислуги и многих других. Одной из лучших работ этой серии считается портрет-этюд «Отставной дворецкий». На портрете изображен пожилой мужчина, непривычно без окладистой бороды. Глаза его искрятся добродушным весельем, он улыбается, при этом облик отставного дворецкого полон достоинства.

В 1895 году В. В. Верещагин выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей» с некоторыми из портретов этой серии и рассказами портретируемых о своей жизни.

Источники:
Демин, Лев Михайлович. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина / Лев Демин. – Москва : Мысль, 1991.
Кудря, Аркадий Иванович. Верещагин / А. И. Кудря. – М. : Молодая гвардия, 2010. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1402 (1202).

Маршрутами художника

Написать отзыв Все отзывы