Москва. Серия картин «Наполеон I в России»

Париж, Москва (Нижние Котлы)

В 1887 году Василий Васильевич Верещагин задумал серию картин об Отечественной войне 1812 года. Работа над ней продолжалась, с перерывами, более 10 лет: с 1889 по 1900 год. В. В. Верещагин изучил массу исторических источников о наполеоновских войнах, несколько раз перечитывал «Войну и мир» Л. Н. Толстого, ездил на Бородинское поле, записывал рассказы старожилов. Работать над серией он начал в Париже, а продолжил в Москве. В 1891 году В. В. Верещагин переселился в Нижние Котлы на окраине Москвы, где у него был дом и мастерская.

Существует версия, что в качестве модели для образа Наполеона В. В. Верещагину позировал артист театра А. М. Яковлев, но некоторые биографы художника ставят этот факт под сомнение.

Серия «Наполеон I в России» включает 20 картин и множество этюдов и набросков. В. В. Верещагин, с одной стороны, показывает героизм и самоотверженность русской армии, партизан и множества простых безвестных людей, которые сделали эту войну народной и сокрушили армию «двунадесяти языков»; с другой – развенчивает образ Наполеона – честолюбивого и жестокого завоевателя.

Уже в первой картине – «Наполеон Первый на Бородинских высотах» – В. В. Верещагин создает дегероизированный образ французского императора. Продолжением этого сюжета стала картина «Конец Бородинского боя», показывающая ужас бессмысленных жертв ради планов одного честолюбивого авантюриста.

Полотно «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» передает «мрачное оцепенение Наполеона от сознания того, что русский народ не покорился, с захватом Москвы война не кончилась».

Картина «В Кремле пожар» приобретает характер «символического обобщения – земля горит под ногами захватчиков, и не будет им пощады на русской земле».

«Возвращение из Петровского дворца» – это и демонстрация, и осуждение варварства французской армии. С полотном созвучны по теме «Зарево Замоскворечья» и «Сквозь пожар».

Глубоким обличительным пафосом отличаются картины «В покоренной Москве» и «Поджигатели». В. В. Верещагин осуждает захватчиков за мародерство, за глумление над русской культурой («В Успенском соборе»).

В работе «Наполеон и маршал Лористон» художник показывает «душевную драму полководца, убедившегося в недосягаемости победы» и осознавшего крах своих честолюбивых планов.

Психологическую драму Наполеона В. В. Верещагин передает в картинах «На этапе. Дурные вести из Франции» и «В Городце – пробиваться или отступать?».

Война против французских захватчиков приобрела в России народный характер. Этой теме посвящена работа «Не замай – дай подойти!». На ней изображены партизаны, притаившиеся в засаде в ожидании отступающих французов.

Сокрушающая атака русской пехоты представлена на полотне «В штыки! Ура! Ура!».

Осенью 1895 года десять картин из серии «Наполеон I в России» были показаны в Москве в залах Исторического музея. И зрители, и критика восприняли их неоднозначно. Основной упрек заключался в том, что «наполеоновскому воинству, захватчикам, внимания уделено больше, чем русскому народу». За границей, куда после Москвы отправилась выставка картин В. В. Верещагина, резонанс оказался шире и сильнее, чем на родине. Газета «Эхо Парижа» писала, что «Верещагин изобразил настоящего Наполеона таким, каким он представляется по русским и французским документам, – завоевателем, вторгшимся в Россию. Но, кроме того, художника вдохновила благородная и гуманная мысль потрясти зрителя тем инстинктивным содроганием, которое внушает отвращение к войне». Немецкая газета «Националь-Цайтунг» отмечала, что «не только с исторической, но и с художественной точки зрения цикл этих картин представляет огромный интерес».

Источники:
Верещагин, Василий Васильевич. Воспоминания. Повести. Очерки / В. В. Верещагин ; [сост., вступ. ст. и примеч.: В. А. Кошелева, А. В. Чернова]. – Москва : Советская Россия, 1990.
Демин, Лев Михайлович. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина / Л. М. Демин. – Москва : Мысль, 1991.
Кудря, Аркадий Иванович. Верещагин / А. И. Кудря. – М. : Молодая гвардия, 2010. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1402 (1202).
Верещагин, Василий Васильевич. Наполеон I в России, 1812 / В. В. Верещагин [Вступ. ст. В. А. Кошелева, А. В. Чернова]. – Тверь : Созвездие, 1993.
Лебедев, Андрей Константинович. Василий Васильевич Верещагин : Жизнь и творчество. 1842-1904 / Под ред. А. В. Солодовникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Искусство, 1972.
«Цель у меня была одна – показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен…».
В. В. Верещагин

Маршрутами художника

Написать отзыв Все отзывы