Крым
Керчь, Севастополь, Бахчисарай, Кавказ, Балаклава, Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, Ялта
Первый раз В. В. Верещагин посетил Крым в мае 1865 года во время путешествия на Кавказ. В Керчи, где он находился с 4 по 7 мая, сделал несколько карандашных набросков.
В 1890-е гг. художник много путешествовал по России, бывал и в Крыму. Известно, что 4 мая 1896 г. он приехал в Севастополь. Вероятно, в Севастополе В. В. Верещагин жил до середины мая. К приезду жены с больной дочерью он снял в Магараче недалеко от моря первый этаж просторного дома. Пока здоровье дочери позволяло, художник ездил в Севастополь, был в Бахчисарае. Он изучал события обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 гг., бывал на Малаховом кургане, в Инкермане; в музее, открытом в имении Тотлебена. В 1900 году в Москве отдельной книжкой вышел рассказ В. В. Верещагина «В Севастополе», в котором он описал встречу с товарищем по Морскому корпусу Михалковым, хорошо знавшим историю Севастопольской обороны. Летом шестилетняя дочь художника умерла. Ее смерть В. В. Верещагин переживал очень тяжело.
Следующая поездка в Крым состоялась в 1897 году, но о ней практически ничего не известно. В июне 1897 года художник был на Кавказе – находился в горах у подножия Казбека, жил в палатке. Неподалеку от Сухуми в направлении Ново-Афонского монастыря художник приобрел два участка земли с небольшим летним домиком. В последние годы жизни он с семьей проводил здесь почти каждое лето.
Мыс Фиолент близ Севастополя.
1897 г., холст, масло, 61 х 46
© МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств».
В 1899 году В. В. Верещагин приехал в Крым с женой и двумя детьми. Он снимал небольшой домик, стоявший на террасе каменного склона в окружении кипарисов и кустов роз недалеко от Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря на мысе, расположенного между Балаклавой и мысом Фиолент. В 1890‑х годах XIX века монастырь переживал пору расцвета и пользовался среди петербургской и московской интеллигенции большой популярностью как место экзотического уединенного и относительно недорогого отдыха. В. В. Верещагин посещал монастырь, ездил в Севастополь, Балаклаву. Основное время он отдавал живописи. Как вспоминал сын художника, «с увлечением писал он яркую, красочную, залитую солнцем южную природу побережья у Георгиевского монастыря». Крымские пейзажи художник писал и в Ялте. По свидетельству журналиста и писателя П. А. Сергеенко, «Верещагин всегда горел жаром творчества – рыскал по берегу моря и, облюбовав какой-нибудь уголок, с увлечением брался за работу, впиваясь остро ощупывающим взглядом во всякую подробность изображаемого портрета». Летом 1899 года им были написаны: «Крестовая гора с Георгиевским монастырем (утром) в Крыму», «На берегу моря близ Георгиевского монастыря», «Мыс Фиолент вблизи Севастополя», «В Крыму», «Портрет госпожи В.» Некоторые из этих этюдов считаются утерянными. Из крымских пейзажей искусствоведы особо выделяют два: «В Крыму» и «Мыс Фиолент вблизи Севастополя». На них художник мастерски сочетает фотографическую точность и особый колорит, заставлявший французских ценителей живописи превозносить его талант превыше знаменитых импрессионистов. Всего в Крыму В. В. Верещагиным было написано более тридцати картин и этюдов и около десятка карандашных набросков.