Филиппины, США, Куба
Коломбо, Сингапур, Манила, Нью-Йорк, Чикаго, Куба
В начале 1901 года В. В. Верещагин отправился на Филиппины для сбора материалов о Филиппино-американской войне. Плавание к берегам далекой страны он совершил на большом океанском лайнере «Саратов». Судно останавливалось в Порт-Саиде у входа в Суэцкий канал, Порт-Суэце (ныне Суэц), Периме, Коломбо, Сингапуре. Из Сингапура до Филиппин В. В. Верещагин плыл на небольшом пароходе «Чинг-Мей», с остановкой в небольшом портовом городке Лабуан на одноименном острове.
Манила, административный центр Филиппин, напомнила художнику старые города испаноязычной Латинской Америки. Филиппины длительное время являлись испанской колонией. На момент приезда В. В. Верещагина в страну здесь уже был установлен оккупационный режим США. Повсюду развевались флаги США; художник видел вооруженных солдат-американцев. Испано-американская война к тому времени уже почти окончилась, лишь отдельные партизанские отряды филиппинцев еще оказывали американцам сопротивление. По воспоминаниям сына художника, В. В. Верещагин посетил места сражений, беседовал с участниками боев; сделал много набросков местности, зарисовок типов местного населения, американских солдат и т.д., собрал образцы американского обмундирования, оружия и снаряжения. Вернулся он в апреле 1901 года и сразу же приступил к работе над серией филиппинских картин. Сцены в госпитале писались в зимней мастерской [в Нижних Котлах], в роли сестры милосердия позировала жена Лидия Васильевна, одетая в форменное платье, привезенное с Филиппин. Оттуда же была привезена и госпитальная кровать.
В ноябре 1901 года В. В. Верещагин отправился в Америку для организации выставок своих работ в некоторых городах США. Соединенные Штаты художник посещал и прежде – в 1888 и в 1891 годах. Эти поездки также были связаны с организацией персональных выставок. Картины В. В. Верещагина более трех с половиной лет выставлялись в разных городах страны – Чикаго, Филадельфии, Сент-Луисе и др.; в ноябре 1891 года состоялся большой аукцион в Нью-Йорке, где было продано 110 картин. Выставка везде сопровождалась неизменным большим успехом. Восторг от нее доходил до того, что некоторые американские, патриоты выражали желание «удержать в Новом Свете не только выставленные картины, но и самого их автора, дабы он положил начало национально-американской живописи».
Во время второго «выставочного турне» по Америке в 1901–1902 гг. В. В. Верещагин выступал с лекциями, которые пользовались большим успехом; собирал материалы о войне между США и Испанией 1898 года; бывал на Кубе.
Художник посетил мастерскую Томаса Эдисона; познакомился с генералом Уильямом Шерманом. В. В. Верещагину понравились многие технические новшества в США, но далеко не все понравилось в американском социуме и отношениях; резко отрицательно художник относился, например, к расовому неравенству. В этот период он написал ряд портретов-этюдов, продолживших серию «незамечательных людей». Бродяги, прачки, чистильщики сапог, швейцары – их образы запечатлел художник на своих полотнах.
В течение 1902 года художник трижды выезжал на Кубу, где собирал материал об истории Испано-американской войны. Он побывал на местах боев, расспрашивал очевидцев событий, делал зарисовки и этюды, большая часть которых предназначалась для картины «Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот», написанной художником в США в 1902 году. В числе созданного Верещагиным на Кубе – рисунки «Прибрежный пейзаж», «Затонувшее судно»; этюд «После морского боя. Затопленный испанский флот».
Галерея
Крепость Сант-Яго.
1902 г., холст на дереве, масло, 25,5 х 15,5
Таганрогский художественный музей
Письмо на родину (Письмо к матери).
1901 г., холст, масло, 61 х 40,5
Ярославский художественный музей
Солдат американской армии.
1902 г., холст, масло, 61 х 40,5
Государственный Русский музей